Да, такая возможность есть. Но с некоторыми условиями. И сейчас я расскажу, какими.
Изначально различные социальные выплаты предназначались только своим гражданам. Никто не хотел платить румынам и прибалтам деньги просто так. И пресловутая "Директива о праве на свободное передвижение для граждан ЕС и членов их семей" учла эти пожелания правительств стран, в которых существует институт социальной помощи, введя требования "достаточных ресурсов для себя и членов своей семьи, чтобы не стать неоправданной обузой для системы социальной помощи" как условие проживания. Но большинство, бегло читая директиву, не замечают конкретной детали, а именно: данное условие не распространяется на работников и членов их семей. Работники и члены их семей, которые сами даже не обязаны работать, имеют безусловное (зависящее только от наличия работы "основного" гражданина ЕС, ну и отсутствия общественной опасности) право проживания в стране. Это первая составляющая схемы.
1. All Union citizens shall have the right of residence on the territory of another Member State for a period of longer than three months if they:
(a)
are workers or self-employed persons in the host Member State;
(d)
are family members accompanying or joining a Union citizen who satisfies the conditions referred to in points (a), (b) or (c).
Или более конкретно:
Article 14
Retention of the right of residence
1. Union citizens and their family members shall have the right of residence provided for in Article 6, as long as they do not become an unreasonable burden on the social assistance system of the host Member State.
4. By way of derogation from paragraphs 1 and 2 and without prejudice to the provisions of Chapter VI, an expulsion measure may in no case be adopted against Union citizens or their family members if:
(a) the Union citizens are workers or self-employed persons
То есть гражданам Ес, приехавшим по Директиве, и имеющим статус работника, можно становиться "неоправданым бременем для системы социальной помощи", и это открыто сказано.
Кроме этого, Директива запрещает "неравное обращение" для приезжих граждан ЕС и местных граждан. Все условия неравного обращения - требование достаточных ресурсов для стундентов и "неактивных" граждан - прописаны в самой директиве, и введение иных запрещено. А значит, имеющие безусловное право проживать работники и члены их семей имеют право на социальную помощь на равне со местными гражданами.
Article 24
Equal treatment
1. Subject to such specific provisions as are expressly provided for in the Treaty and secondary law, all Union citizens residing on the basis of this Directive in the territory of the host Member State shall enjoy equal treatment with the nationals of that Member State within the scope of the Treaty. The benefit of this right shall be extended to family members who are not nationals of a Member State and who have the right of residence or permanent residence.
2. By way of derogation from paragraph 1, the host Member State shall not be obliged to confer entitlement to social assistance during the first three months of residence or, where appropriate, the longer period provided for in Article 14(4)(b) (там упомянуты те, кто зарегестрирован как ищущий работу), nor shall it be obliged, prior to acquisition of the right of permanent residence, to grant maintenance aid for studies, including vocational training, consisting in student grants or student loans to persons other than workers, self-employed persons, persons who retain such status and members of their families.
Ещё раз подчёркивается, что освобождение государства-члена от обязанности к равному отношению не распространяется на работников и членов их семей. Это вторая составляющая схемы.
Но вкалывать целыми днями даже и основному гражданину ЕС не обязательно. Благодаря решению суда по делу Case 139/85 (https://eur-lex.europa.eu/legal-content ... 1985CJ0139), работа не обязана быть на полный рабочий день (в большинстве стран применяется ограничение 12 часов в неделю, но благодаря суду можно выбить статус работника и при меньшем количестве часов - прецеденты были); а так же зарплата может быть ниже того уровня, после которого полагаются социальные доплаты до прожиточного минимума.
Это третья составляющая схемы.
При всём при том, статус работника ещё не означает фактически работающего человека. В силу
Article 7
Right of residence for more than three months
3. For the purposes of paragraph 1(a), a Union citizen who is no longer a worker or self-employed person shall retain the status of worker or self-employed person in the following circumstances:
(b)
he/she is in duly recorded involuntary unemployment after having been employed for more than one year and has registered as a job-seeker with the relevant employment office;
Уволившись "недобровольно" после года работы и встав на учёт на биржу труда как ищущий работу, человек сохраняет статус работника, а значит безусловное право проживать в государстве-члене и пользоваться всеми правами без ограничений доступа к системе социальной помощи.
Конечно, ответственные за трудоустройство органы пытаются что-то с этим поделать, и могут отправлять человека на различные курсы, или требовать доказать активный поиск работы, что вполне вяжется с Директивой, поскольку условия регистрации как ищущего работу государство устанавливать в праве само. Но это не значит, что постоянно ходить на курсы и получать постоянные отказы от работодателей является невозможным. А пятилетний срок, необходимый для права постоянного резидента, тем временем, капает.
Это бонусная составляющая схемы
Таким образом, как происходит посадка на социал на примере Германии:
В Германии всем гражданам, вставшим на учёт биржи труда как безработым положены ежемесячные выплаты до прожиточного минимума. А так же оплата большей части стоимости аренды квартиры. Таким образом основной член семьи - гражданин ЕС (обязательно) приезжает в Германию, находит работу на 12 часов в неделю и 450,01 Евро (минимальная зарплата, принимаемая миграционной для статуса работника - чтобы через суд не бодаться), снимает квартиру и перевозит к себе супруга и детей (не обязательно граждан ЕС). Жена встаёт на учёт по безработице (имея право на равное обращение с гражданами) и получает ежемесячное пособие уровня прожиточного минимума; на детей платят детские пособия; поскольку доход в большинстве случаев не превышает отметки "малоимущих", так же они получают субсидию на квартиру.
Проработав год, гражданин ЕС договаривается с работодателем и получает "недобровольное увольнение", встаёт на биржу труда как ищущий работу и тоже начинает получать пособие.
Такая же схема, вроде бы, работает в Британии. И, возможно, в некоторых других странах, но они менее популярны, и потому малоизвестны.
Единственный выход из такой ситуации для государств - отменять пособия для собственных граждан. Ну или менять Директиву.
Кстати, по идее, всё то же самое можно провернуть, не работая, а регистрируясь в качестве частного предпринимателя. Но этот путь не исхожен, судебных прецедентов по нему нет, и, скорее всего, налоговая и другие организации будут создавать определённые сложности.
Дополнение:
А ещё, довольно часто социальщики идут на нарушение закона, которое, в последствии, может аукнуться им уголовной судимостью.
Дело в том, что для того, тобы претендовать на социальную помощь, необходимо быть полностью бедным и не иметь ни денег, ни имущества. Многие сознательно скрывают факт наличия, например, квартир, в стране происхождения. При этом оформляя социальное пособие, все подписывают утверждение, что не имеют никакого имущества. В случае, если данный обман вскрывается, обманщику может грозить уголовная судимость, обязанность вернуть все полученные социальные выплаты, а так же около тысячи евро штрафа сверху (обычно). А верхняя граница наказания - до пяти лет заключения. Но такое присуждают редко, если размеры обмана уж очень велики.